![]() |
![]() |
Главная страница | О фонде | Новости | Публикации | Конференция | Гостевая книга | Ссылки |   |
Виктория Молодцова, "Российская газета" № 180 (2544) от 19 сентября 2000 года |
Виктория Молодцова, "Российская газета" № 34 (2646) от 16 февраля 2001 года |
Народные иллюстрации к знаменитому роману (мы приводим лишь портреты Мастера и кота Бегемота) уже не украшают лестницу, ведущую к "нехорошей квартире". Но несмотря на это легендарный дом готов воспарить над Большой Садовой.
Впервые мы попали в этот дом вместе со Степой Лиходеевым. Помните, как там в романе? Директор театра Варьете очнулся утром у себя дома “в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице”. Очнулся Степа в той самой квартире N50, в которой наяву, в реальной, а не в фантастической жизни проживал автор знаменитого романа Михаил Афанасьевич Булгаков. Вот только автор романа почему-то поместил свой дом на Садовую, в то время как реально он находился и находится на Большой Садовой. В романе квартира N50 пользовалась, по словам автора, странной репутацией: из нее исчезали люди. Это было в старые времена. А в наши чуть было не исчез сам дом, прозванный в народе “Домом Булгакова”. Впрочем, с полным основанием этот дом мог бы быть названным и домом Кончаловского, и домом Есенина, а также Всеволода Мейерхольда, Василия Качалова, Владимира Маяковского, Мартироса Сарьяна, Федора Сологуба, Алексея Толстого, Сергея Прокофьева, Антонины Неждановой, Анатолия Луначарского, Семена Буденного, Климента Ворошилова, Георгия Жукова и прочая, и прочая. В этом доме, построенном по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Антонином Милковым и Эдмундом Юдицким в 1903 году, проживали, гостили и просто бывали очень многие великие. Единственный жилой дом в довольно большом квартале, окруженный военной академией, театрами, учреждениями и шумным Садовым кольцом, через два года должен отметить свой столетний юбилей, а потому охраняется как историческое достояние народа. Вот о том, как охраняется, и необходимо поговорить.
До поры до времени у дома была судьба всех старых домов. С одной стороны, он постепенно разрушался, с другой стороны, на это здание в новые времена все чаще падал алчный взгляд тех, кто понимал, чем выгоден дом в самом центре Москвы. Немалую цену прибавляло дому и то обстоятельство, что в нем проживал Михаил Булгаков.10 лет назад Было решено создать здесь музей писателя, которым занимался и продолжает вроде бы заниматься Фонд Булгакова во главе с Мариэттой Чудаковой. На этом, собственно говоря, старая история закончилась и началась новая. Не менее удивительная.
Чтобы реконструировать дом, нужны деньги, а деньги ныне могут дать только инвесторы. Появились такие инвесторы и у дома на Большой Садовой. В ожесточенной борьбе с влиятельными организациями победила весьма авторитетная общественная организация Союз кинематографистов РФ. Появилась и тут же создала ЗАО под названием “Большая Садовая, 10”. Правда, главным акционером союз не был, он собрал под знамена ЗАО несколько фирм и фирмочек, которые расположились в доме, никем не признанным аварийным, с большими удобствами. Когда в декабре 2000 года Госгоринспекция проверит, что происходит в доме, то обнаружит: ЗАО, не оформив право владения на объект нежилого фонда, передало значительную часть площади различным организациям без оформления аренды, так, как это положено делать в приличном обществе. Да и то сказать, зачем все эти сложности: ЗАО сдает помещение в аренду, получает деньги под договор о совместном участии в реконструкции, и больше ничего не надо. Но права заключать такие договоры ЗАО никто не давал. Зато своим правом, данным ему на реконструкцию, акционерное общество почему-то не пользовалось. Однако жильцам, которые оставались в доме и которых, как было обусловлено изначально нужно было переселить, новых квартир никто не предлагал: их просто вытесняли из дома на все четыре стороны. В последние годы соседство с инвесторами и арендаторами жизни коренным москвичам не давало. Городу, отдавшему дом под инвестиции, необходимо было, чтобы, во-первых, дом реставрировали в соответствии с контрактными договоренностями, во-вторых, чтобы с 40% площадей, принадлежащих городу опять-таки по контракту, можно было в обновленном доме получать доход в пользу столицы. Дело дошло до того, что оставшиеся в доме жильцы создали благотворительный общественный Фонд спасения Дома Булгакова, стали сами находить спонсоров, подрядчиков, создавать аварийные бригады, ремонтировать коммуникации, системы отопления, осушать подвалы, ремонтировать крышу и так далее. То есть они делали то, что должны были сделать инвесторы. Инвесторы в ответ еще активней попытались вытеснить (да-да, не выселить, а именно вытеснить) бунтующих граждан, но это им не удалось. Обо всех этих
перипетиях “Российская газета” рассказала в материале “Странные дела вокруг
“нехорошей квартиры”(“РГ”, от 19.09.00 г). Газету прочитали многие
заинтересованные лица, в том числе в мэрии и правительстве Москвы. И грянул
суд. Наша публикация
подтолкнула городские власти к активным действиям. На сторону жильцов
булгаковского дома встали Юрий Лужков, правительство Москвы, префект
Центрального округа Геннадий Дегтев. 23 января 2001 года Московский городской
арбитражный суд рассмотрел апелляцию, понял, что инвесторы не представляют
доказательств об исполнении контракта, что их доводы не подтверждаются
документально, а потому оставил приговор первой инстанции без изменения. Во всех арбитражных
судах третьей, заинтересованной стороной был “Региональный благотворительный
общественный фонд содействия спасению и сохранению памятника истории и культуры
Дома Булгакова”. Спрашивается, почему и один, и другой суды соглашались
удовлетворить ходатайства о привлечении фонда в качестве третьей стороны? Да
потому, что этот фонд, основанный жильцами, стал в последнее время решающей
силой. Для того чтобы понять, что может фонд, необходимо обратиться к истории с
мемориальной квартирой великого русского художника Петра Петровича
Кончаловского. 11 сентября прошлого года художники М.
Тихонов и Е. Утенкова-Тихонова, арендующие эту мемориальную квартиру,
обратились к мэру Лужкову за помощью: в квартире обвалился потолок и необходимы
деньги, чтобы произвести ремонт. Лужков направил письмо префекту Г. Дегтеву,
Дегтев дал поручение Дирекции единого заказчика ТУ “Пресненское”, директор ДЕЗа
попросил Фонд спасения Дома Булгакова оказать содействия в капитальном ремонте
мемориальной квартиры П. Кончаловского. Президент фонда академик, архитектор
Валериан Иванов такое содействие оказал: за свой счет фонд провел необходимые
работы по замене обрушенного перекрытия и реставрации потолка по рекомендациям
Главного правления охраны памятников г. Москвы. В январе 2001 года поручение
мэра Лужкова было снято с контроля, Союз художников выразил свою искреннюю
благодарность Фонду спасения Дома Булгакова. Одно, можно сказать небольшое,
дело показало, что, когда люди всерьез заинтересованы в нем, им удается сделать
невозможное. В самом деле, у правительства Москвы денег на ремонт квартиры
Кончаловского не нашлось, инвестор их не выделил, а жильцы сумели все сделать.
Больше того, сегодня у них есть проект реконструкции не только здания, в
котором проживают, но и близлежащих окрестностей. Проект, который потрясает
своей фантастичностью и размахом.
Архитекторы-жильцы
предлагают выделить это строение среди всех стоящих рядом домов. А для этого…
опустить эти близстоящие дома вниз на высоту всех этажей, включая крышу. Таких
проектов и таких работ не видели не только в столице, но и в мире. По сути
дела, вокруг Дома Булгакова возникнет целый подземный город, в котором будут
функционировать несколько весьма солидных госучреждений. Вкупе с этим можно
подумать о создании там и мощной торговой зоны, а учитывая, что рядом
располагаются два театра, концертный зал имени П. Чайковского (которые никто
под землю опускать не собирается), можно было бы подумать о подземном
видеокинотеатре, театре, художественном зале, ресторане и так далее. Оппонентов
этого проекта может, вне всякого сомнения, убедить то, что нечто подобное уже
сооружено на Манежной площади. Но там уклон исключительно торговый, здесь –
культурно-исторический и даже деловой, учитывая существование по меньшей мере
двух-трех государственных учреждений. Авторы проекта предлагают использовать и
наземную часть Садового кольца, прилегающей площади Маяковского, скрыв поток
машин в подземном же тоннеле. Для этого нужно будет продлить существующий и
имеющий выход аккурат напротив булгаковского дома тоннель на несколько сот
метров. Это значит, что уйдут пыль, газовые выхлопы, шум и все неудобства,
которые сегодня создает поток машин. Если учесть, что, по слухам, неподалеку от
Большой Садовой, 10, возводится дом, в котором получит квартиру Президент
России, то реальность воплощения проекта, предложенного жильцами булгаковского
дома, весьма высока. Во всяком случае московские архитекторы считают проект
интересным, называя его “Проектом века”, нового века. Не менее интересен проект
историко-культурно-образовательного центра, также предложенный жильцами. Ныне
разрушенные подвальные помещения, пустующие, в том числе и мемориальные
квартиры, чердачные пространства, которые можно увеличить в будущем мансардами,
предлагается использовать как театральные, художественные, литературные,
бардовские и прочие кафе, салоны и т.д. Не для шумных ресторанных действ, а для
создания творческой обстановки, в которой всегда отлично чувствовали себя
настоящие российские интеллигенты. Здесь могли бы разместиться
экспозиционно-сценические площадки, молодежные художественные ремесленные
мастерские в стиле русского модерна, приспособленные под передвижные экспозиции
художников, скульпторов, дизайнеров, фотографов, мастеров прикладного
искусства, чье творчество идейно и духовно связано и с Серебряным веком, и с
творчеством великих соотечественников. Здесь традиции прошлого могли бы самым
наилучшим образом сочетаться, продолжаться новыми направлениями в развитии
современного отечественного искусства. Давно известно, что Музей Булгакова
притягивает очень большое количество его поклонников, но это притяжение самым пагубным
образом сказывается на самочувствии жильцов того подъезда, где расположена
“нехорошая квартира”. Авторы проекта предлагают очень интересное решение:
во-первых, хотят вынести вход в квартиру так, чтобы ее посетители могли только
выходить через подъезд. Для этого предусмотрено соорудить специальный лифт (или
галерею) сбоку дома и устроить некий выставочный коридор или анфиладу
помещение, которые прежде чем попасть в квартиру Булгакова, проходили бы его
поклонники, попутно знакомясь с творчеством, скажем, книжных художников,
театральных постановщиков, фотомастеров и так далее. Таким образом, посещение
квартиры Булгакова предварялось бы погружением в искусство, в историю, в
архитектуру и так далее. Кстати, культурно-развлекательный центр предполагается
создать и в центре двора, огороженного со всех сторон крыльями дома. Нынешний
проект позволяет оставить двор в его первозданном виде, но, видимо, появится
фонтан, реставрированный по старым эскизам.
Дом Булгакова
жители собираются использовать и как образовательный центр. Очень многие
именитые гости посещали в прошлом веке этот знаменитый дом потому, что здесь
два этажа занимало общежитие слушательниц Высших женских курсов. Продолжить
традицию намерены нынешние жильцы дома. Только теперь они хотят создать
московскую благотворительную семейную академию. Предполагается приглашать в
жильцы дома тех великих ученых и педагогов, чьи имена с благоговением
произносят во всем мире, чье творчество почитается во всем мире как великое
достояние России. Они будут читать лекции, проводить семинары для тех, кто
захочет стать их учениками. Предполагается, что те родители, которые захотят
стать благотворителями и помогать в сохранении уникального памятника истории и
культуры, смогут на время помещать своих детей в своеобразный семейный пансион.
При этом живыми учебниками истории станут мемориальные комнаты, созданные
практически во всех квартирах булгаковского дома. Мы называем его
“булгаковским”, но с этим домом связаны имена еще сорока с лишним великих, ставших
великими на различных этапах российской истории. В каждой квартире по
предложению авторов проекта будет “три зоны”. В первой, жилой, будут проживать
семьи всех (кто этого захочет) нынешних обитателей дома, тем, кто не захочет,
фонд купит квартиры.
Вторая будет предназначена для “пансиона”. Наконец, третья станет
использоваться для историко-культурной и туристическо-экскурсионной
деятельности. Вполне возможно, что в Доме Булгакова будут проходить летние театральные,
литературные и иные школы, что посещение дома вместе с его мемориальными
комплексами войдет в специально организованные туристические туры. Вполне
вероятно, что на базе научно-историческо-образовательного центра может
возникнуть уникальная школа дистанционного образования и многое-многое другое.
От всех проектов, предлагаемых жильцами булгаковского дома, просто дух
захватывает. Отрадно, что постепенно эти планы обретают своих сторонников в
мэрии, правительстве Москвы, префектуре, в архитектурных, исторических и
культурных кругах столицы. Это отрадно еще и потому, что в скором времени
предстоит решить очень важный вопрос, без чего прекрасное будущее булгаковского
дома пока невозможно. Инвесторы, с которыми правительство Москвы
расторгло договор, из дома уйдут. Кто придет взамен? Жильцы дома, в частности
Фонд спасения Дома Булгакова, согласны стать инвесторами. Но такого прецедента
не только в Москве, но и вообще в России не было. Кроме того, жильцам дома предстоит самим
выбрать форму управления домом: товарищество собственников жилья, кондоминиум
или еще что-то, что станет ноу-хау обывателей булгаковского дома. Надеемся, что
опыт дома по Большой Садовой станет опытом, который сможет использовать вся
Россия. Виктория МОЛОДЦОВА. |